23
/04
«24 часа» на исправление ошибки. Сопровождение участия в закупках: поможет ли это участнику выиграть торги?
Автор: Григорчук Ирина, адвокат правовой группы Коларес Значительным достижением нашего государства стало принятие Закона Украины «О публичных закупках», целью которого является обеспечение эффективного и прозрачного осуществления закупок, создание конкурентной среды, предотвращение проявлений коррупции в этой сфере и развитие добросовестной конкуренции, что, также, навсегда изменило подход к сопровождению участия в закупках. Система электронных закупок с момента создания постоянно совершенствуется не только с технической стороны, но и путем внесения изменений в действующее законодательство, регулирующее сферу публичных закупок. Редакция Закона Украины «О публичных закупках» с момента своего принятия испытывала неоднократные изменения. 19 апреля 2020 вступила в силу новая редакция Закона, которая должна учесть все недостатки закупочного процесса, решить ряд проблем, возникавших при проведении торгов и вообще облегчить сопровождение участия в закупках. Хорошей новостью для участников торгов стала возможность в течение 24 часов исправлять несоответствия в информацию и/или документы, представленные ими в своем тендерном предложении. Ранее такой возможности у участников процедур закупок не было. Таким правом могли воспользоваться только при сопровождении участия в закупках для обеспечения нужд обороны. Сопровождение участия в закупках не легкий процесс, который требует не абы какого внимания, поэтому, учитывая человеческий фактор и другие технические причины, участники торгов допускают ошибки при подготовке тендерных предложений, которых можно было избежать. Заказчики в таких случаях вынуждены отклонять экономически выгодные предложения и признавать победителем участника из более дорогой цены. Ведь старая редакция Закона, не предоставляла участникам права на ошибку. Все документы тендерного предложения должны были предоставляться до конечного срока подачи тендерных предложений и любое несоответствие требованиям тендерной документации была основанием для отклонения тендерного предложения. Теперь у участников закупок появится долгожданная возможность исправлять несоответствия в документах, но поможет ли это им выиграть торги? Или это станет еще одним основанием для манипуляций заказчиками при выборе победителя торгов и новых причин для отклонения нежелательного участника? Предлагаем подробнее с этим разобраться. Статья 29 Закона предусматривает, если при рассмотрении тендерного предложения участника, заказчик обнаружил несоответствия в информации и/или документах тендерного предложения, которые требовались тендерной документацией, - он размещает сообщение с требованием об устранении таких несоответствий в электронной системе закупок. Такое сообщение заказчик должен разместить не позднее чем за два рабочих дня до окончания рассмотрения тендерных предложений. В сообщении с требованием об устранении нарушений Заказчик должен указать: - перечень выявленных Заказчиком несоответствий; - ссылки на требования тендерной документации, по которой выявлено несоответствия; - перечень информации и/или документы, которые должен представить участник для устранения выявленных несоответствий. Обращаем внимание, что возможность исправления несоответствий в течение 24 часов предоставляется только в процедурах закупки: открытые торги и конкурентный диалог. Закон позволяет участнику по требованию заказчика для устранения нарушений предоставлять не только уточнения к документам, но и сами документы, что якобы расширяет возможности сопровождения участия в закупках. Но не все так просто, как кажется на первый взгляд. Закон также устанавливает ограничения как для заказчиков, так и для участников по исправлению таких несоответствий, которые позволят заказчикам обойти эту норму и отклонить нежелательного участника. Во-первых, не во всех документах тендерного предложения предоставляется возможность для устранения несоответствий. Закон устанавливает исчерпывающий перечень документов, в которых разрешается устранять недостатки: - в информации и/или документах, подтверждающих соответствие участника квалификационным критериям, в соответствии со статьей 16 Закона; - документах, подтверждающих право подписи тендерного предложения и/или договора о закупке. Но, тендерное предложение участника также содержит другие документы, которая обычно требуются тендерной документацией, такие как: - банковская или страховая гарантия (обеспечение тендерного предложения), в которой участники закупок очень часто делают незначительные ошибки, из-за которых тендерные предложения подлежат отклонению. Например, неправильно отмечают реквизиты тендерной документации или срок действия банковской гарантии; - документы, которые подтверждают отсутствие оснований для отказа в участии в процедуре закупки, предусмотренных статьей 17 Закона. Информация обычно требуется в произвольной форме, и участники тоже очень часто делают описки в справках или гарантийных письмах, которые приводят к отклонению тендерного предложения. Например, отмечают информацию и пропускают один из пунктов об отсутствии оснований для отказа в участии или пропускают частицу «не» в предоставленной информации, что приводит к отклонению тендерного предложения; - информация о соответствии техническим требованиям; - другие документы, которые Заказчик требует в тендерной документации. Как видим, тендерные предложения содержат значительное количество документов, но законодатель почему-то ограничил и не предоставил возможности исправлять несоответствия во всех документах тендерного предложения. Такое право при сопровождении участия в закупках, в первую очередь, обеспечило бы больше побед и меньше отклонений участников, которые предложили наиболее экономически выгодное предложение, и как результат - экономию бюджетных средств. Итак, участникам нужно быть очень внимательными при подготовке документов для торгов, и особое внимание уделять тем документам, в которых не разрешается исправлять несоответствия, ведь второго шанса может и не быть. Во-вторых, заказчику разрешается только один раз размещать по одному и тому же участнику процедуры закупки сообщение с требованием устранения несоответствий, кроме случаев, связанных с выполнением решения органа обжалования. В таком случае, если заказчик в сообщении об устранении нарушений укажет не все нарушения, у него будут основания для отклонения этого участника, которые он не указал в сообщении. В-третьих, участнику предоставлено на исправление нарушений всего «24 часа» и Закон не содержит привязки к рабочим дням. В соответствии со статьей 26 Закона участник размещения заказа исправляет несоответствия в информации и/или документах тендерного предложения, выявленные заказчиком после раскрытия тендерных предложений, путем загрузки через электронную систему закупок в течение 24 часов с момента размещения заказчиком в электронной системе закупок, сообщение с требованием об устранении таких несоответствий. Возможна ситуация, когда заказчик размещает сообщение с требованием об устранении нарушений в конце рабочего дня пятницы перед выходными днями. В таком случае, у участника так же будет 24 часа для устранения недостатков. И здесь можем столкнуться со случаем, когда по причинам, не зависящим от участника, учитывая то, что исправление нужно внести в выходные дни, он не сможет устранить нарушения, что может привести к отклонению тендерного предложения с самой низкой ценой. Так, одним из оснований для отклонения тендерного предложения участника, закрепленной в законе, является не исправление обнаруженной заказчиком после раскрытия тендерных предложений несоответствия информации и/или документах, представленных им в своем тендерном предложении, в течение 24 часов с момента размещения заказчиком в электронной системе закупок сообщение с требованием устранения таких несоответствий. Итак, если участник не исправит в определенный законом срок все несоответствия, указанные заказчиком, то его тендерное предложение будет отклонено. Что означает, что сопровождение участия в закупках требует дополнительного внимания. Подытоживая указанное, можно сделать вывод, что законодатель по непонятным причинам все же создал для Заказчика условия, которые позволят отклонять предложения нежелательных участников. Поэтому, участникам нужно быть очень внимательными при подготовке документов для торгов. Для увеличения шансов на победу советуем: - уделять особое внимание тем документам, в которых не разрешается устранять нарушения; - предоставлять именно ту информацию и документы, которые заказчик отметил в сообщении с требованием об устранении нарушений; - следить, чтобы не пропустить срок в 24 часа для устранения нарушений. При соблюдении всех рекомендаций, риски в отклонении тендерного предложения хоть и не убираются полностью, однако существенно уменьшаются. А для большей уверенности, советуем не рисковать и обращаться за профессиональным сопровождением участия в закупках.