21
/01
АРМА и система управления активами. Насколько прозрачно и справедливо?
Автор: Адвокат Руденко Сергей, АО Коларес Специально для Юридическая газета. С созданием в 2016 году Национального агентства Украины по вопросам выявления, розыска и управления активами, полученными от коррупционных и других преступлений (сокращенно - Агентство по розыску и менеджмента Активов или АРМА) в Украине введено своеобразную систему управления арестованными активами. В идеале деятельность АРМА должна соответствовать европейским ценностям и наработанном государствами - членами Европейского Союза опыта по функционированию аналогичных учреждений, созданных на основании решения Совета Европейского Союза №2007/845 /JHA от 6 декабря 2007. Внедренные новшества, в частности положения ст. 100 УПК Украины, ст. 19 - ст. 24 Закона Украины «О Национальном агентстве Украины по вопросам выявления, розыска и управления активами, полученными от коррупционных и других преступлений» определили правовые основания принятия АРМА в управление арестованных активов стоимостью более 200 размеров прожиточного минимума для трудоспособных лиц. Так, непосредственное управление активами осуществляется управляющим, избранным тендерным комитетом АРМА по результатам конкурса, проведенного в соответствии с законодательством о государственных (публичных) закупках. Однако, как подтверждается практикой, формирующеюся сейчас в нынешних реалиях Украины, мы наблюдаем несколько видоизмененную модель системы управления активами, которая не совсем соответствует европейским ценностям, требованиям прозрачности и справедливости. В частности, управляющие арестованными активами избираются непрозрачным способом и при условии несоответствия квалификационным критериям. В связи с этим в судах активно формируется практика по обжалованию решений тендерного комитета АРМА об избрании управителей арестованных активов и признания действий противоправными. Адвокаты по уголовным делам АО «Коларес» одни из первых сформировали успешные прецеденты отмены решений тендерного комитета АРМА об избрании управителей арестованных активов. Так, адвокатами было доказано и в дальнейшем установлено судом, что при избрании тендерным комитетом АРМА, управляющий многомиллионными по стоимости и технически сложными в управлении двух имущественных комплексов ТЭЦ - не соответствовал ни одному из квалификационных критериев. В результате судом было отменено решение тендерного комитета АРМА об избрании управляющего, а действия последнего признаны неправомерными. Из анализа многочисленных судебных споров, которые ведутся адвокатами АО «Коларес» против АРМА, усматривается противоправное давление со стороны следователей (детективов), АРМА на владельцев бизнеса, что требует усиленной защиты прав и интересов последних. Иными словами, при наличии предвзятого интереса у следователей, детективов, должностных лиц АРМА, последние в условиях несовершенного законодательства, которое поспешно формировалось в период 2015-2016 годах, имеют реальную возможность «отжимать» на их первый взгляд «лакомые» активы и передать их в управления «дружественным» лицам-управляющим, не всегда для этого обладают необходимым опытом и знаниями, и в состоянии эффективно ими управлять. Признание активов вещественными доказательствами. Полный текст статьи по ссылке: http://yur-gazeta.com/publications/practice/inshe/arma-ta-sistema-upravlinnya-aktivami-naskilki-prozoro-ta-spravedlivo.html