13
/02
Обновление законодательства о труде: плюсы и минусы
Автор: Педченко Алена, младший юрист. 28.12.19 года в Верховной Раде Украины был зарегистрирован законопроект «О труде» № 2708. Конечно, украинское трудовое законодательство уже длительное время ждет новый толчок в сфере урегулирования трудовых отношений между работодателями и работниками. Кроме того, на сегодняшний день значительная часть норм в этой области является устаревшей и в некоторой степени архаичной. Поэтому, проанализируем изменения, которые нам может принести обновленное трудовое законодательство. И вообще, кому такие изменения пойдут на пользу, а кому нет. Прежде всего, новый Закон «О труде» отменит не только действие Кодекса законов о труде, но и ряд других нормативно-правовых актов, среди которых ЗУ «Об отпусках», ЗУ «Об оплате труда» и другие. Также, прекратят свое действие на территории Украины акты органов государственной власти и управления Союза ССР и Украинской ССР по трудовым вопросам, которые до сих пор остаются в силе. Одной из новаций законопроекта является требование о наличии письменного трудового договора, заключенного между работником и работодателем. Заметим, что в настоящее время, заключение письменного трудового договора не является обязательным, а при приеме на работу достаточно заявления работника и приказа о приеме. Конечно, заключение письменного договора будет иметь свой положительный аспект как для работника, так и работодателя, поскольку каждый из них будет иметь возможность прописать (согласовать) те положения, которые будут защищать обе стороны, в основном речь может идти о защите персональных данных, конфиденциальность, оплату труда и др. Однако, в больших компаниях заключение письменного договора с работниками, с которыми еще не заключен договор может привести к определенному коллапсу, поскольку с каждым нужно будет согласовать те или иные условия договора, на что уйдет значительная потеря времени. При этом, проектом закона вводятся новые в сфере трудоустройства понятия, а именно: «договор с домашним работником», «договор с нефиксированным рабочим временем» (для выполнения периодических работ), «ученический трудовой договор». Договор с домашним работником заключается при приеме на работу репетиторов, уборщиц, нянь. Это является положительным моментом, поскольку больше не нужно будет ломать голову как оформлять трудовые отношения с такими работниками. Проект закона «О труде», предусматривает также переход от бюрократической системы ведения трудовых книжек в электронную. То есть, учет трудовой деятельности работников будет осуществляться в электронной форме в реестре застрахованных лицах Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования. Если принимать во внимание международную практику, то иностранные развитые страны уже давно отошли от бумажной формы трудовой книжки, а вместо них используются отдельные электронные базы. Введение электронной базы учета трудовой деятельности решит проблему потерянных и неверно заполненных трудовых книжек. И наконец, самым интересным и острым вопросом сегодня является обновление оснований для увольнения работников. Так, согласно законопроекту, работодатель имеет право по собственной инициативе расторгнуть трудовой договор с работником. То есть, работодателю фактически предоставляется право в любой момент уволить работника без оснований и объяснения причин. И это является преимуществом для работодателя, не для работника. Несмотря на все, работодатели также получат возможность увольнять работников, находящихся на больничном. И это является явно неприятным моментом для работников. Что касается отпусков, то проектом предлагается увеличить отпуск без сохранения заработной платы с 15 до 30 дней в году. При этом, отменяется норма о выплате работнику при увольнении компенсации за неиспользованные ежегодные отпуска в течение периода трудоустройства. Поэтому денежная компенсация будет выплачиваться только за неиспользованный ежегодный отпуск, на который работник получил право в предыдущем и текущем годах работы. Для работодателей, по нашему мнению, такие изменения достаточно приемлемыми. Количество праздничных дней останется неизменным, однако переносы рабочих дней для создания благоприятных условий для празднования определяются индивидуально по соглашению сторон в соответствии с условиями трудового договора. Из этого следует, что, если праздничный день совпадёт с выходным, выходной день не будет переноситься, что, конечно, большинство расстроит. В сфере оплаты труда также грядут изменения. Так, отменяется индексация заработной платы, уменьшается оплата работы в выходные и праздничные дни, а также за сверхурочные работы. Соответственно оплата указанных выше работ будет повышаться на 20%, тогда как сейчас осуществляется двойная оплата. Что касается компенсаций в случае нарушения сроков выплаты заработной платы, то если задержка составляет более 15 дней, работодателю нужно будет уплатить пеню 0,05% от суммы долга за каждый день задержки. Сейчас работодатель компенсирует потерю части заработной платы, если выплата задерживается не менее, чем на месяц. Сумма компенсации считается по отдельной формуле. В общем, такие изменения больше порадуют работодателей. Кроме того, согласно проекта закона, государственные инспекторы труда получат расширенные полномочия. Инспекторы смогут беспрепятственно без предварительного уведомления в любое время дня посещать производственные, служебные и административные помещения юридических лиц независимо от формы собственности; один или в присутствии свидетелей задавать работодателю и/или работникам, представителям работников вопрос, получать от них необходимые объяснения, отчеты, материалы; изымать или брать с собой для анализа образцы материалов и веществ. Если дословно трактовать утверждение «в любое время дня посещать производственные, служебные и административные помещения юридических лиц», то получается, что инспекторы смогут осуществлять проверку, когда им вздумается, даже и не в рабочее время. Допрос работников и изъятие материалов и веществ, это вообще фантастика. Поскольку эти полномочия происходят с приходом досудебного расследования, которое осуществляется в порядке, определенном Уголовным процессуальным кодексом Украины (УПК Украины), а явно нетрудовым законодательством. В конце концов такие нормы являются дискриминационными по отношению к работодателям и требуют дальнейшей доработки. Несмотря на все это законопроектом также предусматривается фактическая ликвидация профсоюзов. Международная конфедерация профсоюзов (ITUC) выразила свою обеспокоенность относительно указанного законопроекта. Представители ITUC, считают, что результатом принятия этого проекта закона станет: 1. Увольнение работников в любой момент по желанию работодателя. 2. Сверхурочная работа станет нормой и будет оплачиваться в пять раз меньше, чем сейчас. Генеральный секретарь МОП Шаран Барроу по этому поводу отметила, что «украинское правительство стоит на стороне олигархов и многонациональных корпораций, и выступает против работников, общественности и профсоюзов». Генеральный секретарь глобального Союза IndustriALL Вальтер Санчес призвал правительство Украины немедленно отозвать законопроект «О труде» и действовать в полном соответствии с обязательствами, взятыми на себя перед социальными партнерами на национальном уровне, а также на международном уровне путем строгого соблюдения и выполнения международных трудовых конвенций, ратифицированных Украиной. Законопроект № 2708 противоречит национальному трудовому законодательству и основным международным трудовым стандартам, в том числе Конвенции МОП № 131 об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран, Конвенции № 87 о свободе ассоциации и защите права на организацию и Конвенции № 98 о применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров. Интересным поворотом в этой сфере есть и законопроект № 2758, которым вводится «справедливая прогрессивная шкала на доходы физических лиц». Итак, согласно проекта планируется ввести три ставки налога: 18% - если доходы не превышают 10-кратный размер минимальной заработной платы (47 230,00 грн); 36% - если доход превышает 10-кратный размер минимальной заработной платы, но меньше 20-кратного ее размера (от 47 230,00 до 74 460,00) 54% - если база налогообложения превышает 20-кратный размер минимальной заработной платы (более 74 460,00 грн). В целом, большую часть населения в случае принятия законопроекта — это изменение не коснется никоим образом. Но, те, кому действительно нужно будет платить такой налог, найдут способ минимизировать свои налоговые расходы. Например, работник с высокой зарплатой, зарегистрируется как физическое лицо-предприниматель по третьей группе, которой предусмотрен налог в размере 5% от полученного дохода. Работа будет выполняться, как и раньше, однако по соответствующим соглашениям. Таким образом, создавая налоговое давление на работников, законодатель все больше «загоняет» трудовые отношения в тень. Подытоживая вышеупомянутое вполне вероятно, что законопроект № 2708 ограничивает права работников в сфере трудовых отношений, дает преимущества работодателям и является противоречащим международным стандартам. Что же касается проекта закона № 2758, то им наоборот трудовые отношения будут «введены в тень», в результате увеличенного налогового давления.