06
/04
Публичные закупки и COVID-19: изменения уже скоро.
Автор: Григорчук Ирина, адвокат в правовой группе Коларес. При введении на территории Украины карантина и ограничительных мероприятий, связанных с распространением коронавирусной болезни COVID-19, все кто имеют дело с публичными закупками, столкнулись с проблемой защиты своих прав при рассмотрении жалоб о нарушении законодательства в сфере публичных закупок. Антимонопольный комитет Украины (далее - АМКУ) на своем официальном сайте разместил информацию о том, что изменил порядок участия сторон в заседаниях Постоянно действующей административной коллегии по рассмотрению жалоб о нарушении законодательства в сфере публичных закупок (далее - Коллегии). Статьей 18 Закон Украины «О публичных закупках» предусмотрено право субъекта обжалования, заказчика участвовать в рассмотрении жалобы, в том числе путем применения телекоммуникационных систем в интерактивном режиме реального времени. Рассмотрение жалобы является открытым, все желающие могут присутствовать на рассмотрении. Лица, присутствующие на рассмотрении, могут использовать средства фото-, видео- и звукозаписи. Решение, принятое органом обжалования, провозглашается публично. Распоряжением № 2-рп от 17.03.2020 года АМКУ с 18 марта 2020 года на период действия карантина лишил права на участие сторон в заседаниях тендерной Коллегии при рассмотрении жалоб. На сегодня право защиты своих прав реализуется только путем полного изложения субъектом обжалования и/или заказчиком своей позиции в письменных пояснениях, которые должны быть загружены в системе Prozorro. В случае невозможности предоставить информацию в письменном виде, сторона подает ходатайство с обоснованием. Рассмотрев ходатайство, Коллегия может (обращаем внимание, что не обязана) принять решение об участии стороны в заседании через систему видеосвязи. Также отмечено, что для обеспечения открытости рассмотрения жалоб присутствие третьих сторон на заседаниях будет обеспечено путем видеотрансляции работы Коллегии на ее странице в сети Facebook. Учитывая указанное и наблюдая за ситуацией на сегодня, ни одна из сторон физически не может присутствовать при рассмотрении жалобы. Коллегия самостоятельно принимает решение об удовлетворении ходатайства об участии стороны в заседании через систему видеосвязи и только в случае надлежащего обоснования невозможности предоставить информацию в письменном виде. Но, как показывает практика, присутствие и дача пояснений на заседаниях Коллегии является важным и может повлиять на результат рассмотрения жалобы. В социальных сетях закупочное сообщество обратилось к Коллегии с просьбой организовать и обеспечить участие в заседаниях через программы видеосвязи такие как: Skype, Zoom, Proficonf и др. Осталось ждать решения органа обжалования по данному вопросу. Не лишним будет напомнить, что уже через несколько недель вступает в действие Закон Украины от 19.09.2019 года № 114-IX "О внесении изменений в Закон Украины «О публичных закупках» и некоторые другие законодательные акты Украины относительно совершенствования публичных закупок». С 19 апреля 2020 года на закупочное сообщество ждет много новаций в сфере публичных закупок, в том числе в сфере обжалования, а именно: 1. Изменится срок подачи жалобы на принятые решения, действия или бездействия заказчика, которые произошли после оценки предложений участников. Жалобы будут подавать в течение 10 дней со дня, когда участник узнал или должен был узнать о нарушении своих прав вследствие решения, действия или бездействия заказчика, но ко дню заключения договора о закупке. 2. Оплата за подачу жалобы будет осуществляться через электронную систему закупок. Жалобщикам нужно будет учитывать сроки проведения межбанковских переводов, до трех банковских дней. После этого жалоба автоматически вносится в реестр жалоб и формируется ее регистрационная карточка. Жалобщик теперь не сможет подать жалобу внеся оплату за ее представления. Итак, теперь АМКУ будет получать только те жалобы, которые были оплачены. В первую очередь, это уменьшит работу для Комитета, ведь сегодня большая часть жалоб, поданных жалобщиками не оплачивались, но все равно требовали отдельной процедуры рассмотрения и принятия решения об оставлении таких жалоб без рассмотрения. 3. Возврат жалобщику платы за подачу жалобы. Плата за подачу жалобы возвращается жалобщику в следующих случаях: • орган обжалования по результатам рассмотрения жалобы принимает решение об удовлетворении или частичном удовлетворении такой жалобы; • орган обжалования оставляет жалобу без рассмотрения в случае, если заказчиком в соответствии с законом устранены нарушения, указанные в жалобе; • орган обжалования принимает решение о прекращении рассмотрения жалобы в случае, если заказчиком в соответствии с законом устранены нарушения, указанные в жалобе. 4. Стоимость обжалования определяться Постановлением КМУ и составлять определенный % от ожидаемой стоимости закупки. На сегодня закупочная сообщество активно обсуждает Проект постановления Кабинета Министров Украины "Об установлении размера платы за подачу жалобы и утверждении Порядка осуществления платы за электронную систему закупок и ее возвращения субъекту обжалования". Так, определенны гибкие тарифы - от 0,3 до 0,6% ожидаемой стоимости закупки. Если жалоба подана на: • положения тендерной документации и решения/бездействие заказчика до истечения срока подачи предложений - 0,3% от ожидаемой стоимости (но не менее 2 тыс. грн и не более 85 тыс. грн); • принятые решения, действия или бездействие заказчика после рассмотрения тендерных предложений - 0,6% от ожидаемой стоимости (но не менее 3 тыс. грн и не более 170 тыс. грн). 5. В случае если жалоба внесена в реестр жалоб и по ней уже сформирована регистрационная карточка, то такую жалобу нельзя будет отозвать. Таким образом, законодатель исключает возможность злоупотребления правом на обжалование со стороны недобросовестных жалобщиков. 6. У участников появится возможность обжаловать отмену процедуры закупки и отклонения всех предложений. 7. Невозможность отмены процедуры закупки в период обжалования. Такие изменения сделают невозможным многочисленные манипуляции со стороны Заказчиков при проведении процедур закупок. 8. Установлены новые сроки рассмотрения жалобы АМКУ. Срок рассмотрения жалобы органом обжалования составит 10 рабочих дней с даты начала рассмотрения жалобы, который может быть аргументировано продлен органом обжалования до 20 рабочих дней. 9. Урегулированы порядок переписки между АМКУ, субъектами обжалования и Заказчиками. Для рассмотрения жалоб орган обжалования имеет право запрашивать и получать в электронном виде у заказчиков, участников процедуры закупки, контролирующих органов, Уполномоченного органа, других лиц соответствующую информацию, документы и материалы по проведению процедур закупок. Порядок организации формирования таких запросов и получения информации через электронную систему закупок определяется органом обжалования. Ответы на запросы органа обжалования должны быть предоставлены в пределах трех рабочих дней со дня получения запроса. Также субъект обжалования и/или заказчик вправе предоставить дополнительную информацию, но не позднее чем за три рабочих дня до даты рассмотрения жалобы. 10. Установлена ответственность руководителя за невыполнение решения АМКУ. Ответственность за невыполнение решения Антимонопольного комитета Украины как органа обжалования по результатам рассмотрения жалоб субъектов обжалования, подача которых предусмотрена законом, влечет за собой наложение штрафа на руководителя заказчика от двух до пяти тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан. 11. Новый закон также предусмотрел возможность подавать жалобу на один лот в рамках процедуры закупки у многолотових торгов. Таким образом, жалобу будут формировать отдельно по каждому лоту тендера. Таким образом, сфера публичных закупок также не осталась в стороне общегосударственных ограничений, которые были введены вследствие карантина и мероприятий, связанных с распространением коронавирусной болезни COVID-19. А значит, открытым остается вопрос об эффективности обжалования незаконных действий в упомянутой сфере и эффективности внедренных новшеств.