25
/03
Путешественникам на заметку. Что делать туристам во время карантина?
Автор: адвокат юридической группы Коларес, Кепич Ирина Пожалуй, поездка в долгожданный тур в период действия карантинных мероприятий - не лучшая идея. Но что же делать, если вы все-таки стали заложником карантинной ситуации. С 0:01 ч 17 марта 2020 Украина прекратила международное регулярное пассажирское сообщение, поэтому даже граждане Украины и иностранцы, имеющие право на постоянное или временное проживание на территории Украины, не смогут прибыть в Украину регулярным пассажирским сообщением - рейсовым самолетом, поездом или автобусом. Поэтому, прежде всего, «keep calm» и начинайте действовать по следующей схеме. Какими должны быть ваши действия, если вы приобрели билет на самолет, а ваш рейс отменили из-за карантинного мероприятия? Вам нужно написать заявление своему авиаперевозчику о возмещении стоимости билета по цене, по которой он был приобретен, и уплату компенсации. Заявление нужно подавать в письменной форме. Если вы направляете заявление по почте не забудьте, что такое заявление нужно направлять ценным письмом с описью вложения для подтверждения в будущем направления такого заявления. Также, к такому заявлению вам нужно приложить копию билета на самолет для подтверждения существования взаимоотношений между вами и авиакомпанией. Размер компенсации зависит от дальности рейса. Компенсация возмещается в следующих размерах: 250 евро - для рейсов дальностью до 1500 километров; 400 евро - для рейсов дальностью от 1500 до 3500 километров; 600 евро - для рейсов дальностью более 3500 километров (ст. 104 Воздушного кодекса Украины). Если авиаперевозчик отказывается от возмещения стоимости билета и уплаты компенсации, в таком случае необходимо обращаться в суд, или в Государственную службу Украины по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей (Госпродпотребслужба). Обращаем внимание, что в таком случае вы находитесь в статусе потребителя, потому освобождены от уплаты судебного сбора в случае подачи искового заявления. Если вы отправились в тур и вынуждены в силу действия карантинных мероприятий остаться в отеле, стоимость проживания в отеле до даты выезда должен покрыть туроператор. Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий договора о туристическом обслуживании перед туристом несет туроператор. То есть, за невыполнение и за качество исполнения обязательства по договору о реализации туристского продукта, заключенному турагентом как от имени туроператора, так и от своего имени, несет туроператор. В случае отказа туроператора от оплаты услуг гостиницы, рекомендовано в письменной форме обратиться к туроператору с претензией. В случае неудовлетворения претензионных требований туроператором, вы можете обратиться к Госпродпотребслужбу, или в суд. Не стоит забывать, что в этом случае вы также является потребителем, яки освобожден от уплаты судебного сбора за подачу иска в суд. Если же вы самостоятельно оплатили гостиничные услуги - не забудьте получить чек от отеля об оплате вами услуг. Такой чек будет подтверждением суммы понесенных расходов. Если вы забронировали и оплатили тур, который совпал со временем введения карантинных мероприятий, вы имеете право на перенос тура на другие даты или на возмещение стоимости тура. Для получения компенсации или перебронирования тура, нужно обратиться к туроператору. Если туроператор отказывается от возмещения стоимости тура или перебронировать его, необходимо обращаться в суд, или в Государственную службу Украины по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей (Госпродпотребслужба). Возможна также ситуация, когда вас эвакуировали быстрее, чем закончился тур. Конечно, вы можете просить компенсацию за такие дни, но лучше провести переговоры с туроператором и получить, например, скидку на следующий тур. Также, нередка ситуация, когда вы за границей, а границы закрыты и вы хотите вернуться домой. В такой ситуации обратитесь в консульство, посольство Украины, которое находится в стране вашего пребывания. Также Министерство иностранных дел рекомендует зарегистрироваться в системе ДРУГ. Это специальная система Министерства иностранных дел Украины, в которую вы вносите свои данные и сообщаете МИД и зарубежным дипломатическим учреждениям Украины о своем пребывании в определенной стране. Такие действия помогут вам попасть в список лиц, которые хотят вернуться домой. К международным аэропортам городов-хабов: Стамбул, Прага, Берлин, Варшава, Перемышль, Вена, Братислава, Рига, Вильнюс украинская сторона направляет самолеты для возвращения своих граждан в страну. 17 марта 2020 Верховная Рада Украины приняла изменения в закон «О торгово-промышленных палатах в Украине» и установила, что карантин, установленный Кабинетом Министров Украины, является форс-мажорным обстоятельством. Однако, это не значит, что все автоматически освобождаются от выполнения своих обязательств. Чтобы подтвердить форс-мажорные обстоятельства туроператор, авиаперевозчик должен обратиться в торгово-промышленную палату, с учетом Постановления Кабинета Министров Украины «О предотвращении распространения на территории Украины острой респираторной болезни COVID-19, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2» от 16 марта 2020 г. № 215 и других объективных обстоятельств, договора с туристом, ТПП может признать невозможным исполнение обязательств по договору, а затем и невозможность компенсации туристу. Однако, это нужно делать в каждом конкретном случае. С учетом возможности подтверждения форс-мажорных обстоятельств лучше в внесудебном порядке наладить диалог с туроператором, авиаперевозчиком чтобы получить максимально возможную компенсацию своих расходов. Анализируя ситуацию в целом, можно спрогнозировать большое количество исков как со стороны потребителей к субъектам туристической деятельности, так и туроператоров, авиаперевозчиков к государству. Каждая ситуация уникальна и соответственно будет иметь разное решение в суде. Подытоживая сказанное выше, рекомендуем сохранять все документы, выданные вам авиаперевозчиком, туроператором, отелем. Такими документами являются договор, билет на самолет, ваучер, чеки и другие документы, подтверждающие существование взаимоотношений между вами и поставщиками услуг. Помните, только слаженные действия смогут вернуть вам средства, и в конце концов сохранить жизнь.