18
/07
Самое важное о блокировании налоговых накладных
Ирина Кепич, адвокат АО Colares При осуществлении операций по поставке товаров / услуг плательщик налога - продавец товаров / услуг обязан в установленные сроки составить налоговую накладную, зарегистрировать ее в ЕРНН и предоставить покупателю по его требованию. Налоговая накладная, составленная и зарегистрирована в ЕРНН налогоплательщиком, осуществляющим операции по поставке товаров / услуг, является для покупателя таких товаров / услуг основанием для начисления суммы налога, относящихся к налоговому кредиту. Подтверждением продавцу факта принятия его налоговой накладной и / или расчета корректировки в ЕРНН является квитанция в электронном виде в текстовом формате, которая направляется в течение операционного дня. Не относятся к налоговому кредиту суммы налога, уплаченного (начисленного) в связи с приобретением товаров / услуг, не подтвержденных зарегистрированными в ЕРНН налоговыми накладными / расчетами корректировки в таких налоговых накладных или не подтверждены таможенными декларациями, другими документами, предусмотренными пп. 201.11 НК Украины (п. 198.6 НК Украины). При этом отсутствие факта регистрации плательщиком налога - продавцом товаров / услуг налоговых накладных в ЕРНН не дает права покупателю на включение сумм НДС в налоговый кредит и не освобождает продавца от обязанности включения суммы НДС, указанной в налоговой накладной, в сумму налоговых обязательств за соответствующий отчетный период. Механизм приостановки регистрации налоговых накладных урегулирован Порядком приостановки регистрации налоговой накладной / расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных что утв. Постановлением Кабинета Министров Украины от 21.02.2018 № 117 (далее Порядок приостановления ПН). Обращаем Ваше внимание, что Решением Окружного административного суда г. Киева от 05.06.2019 по делу № 826/12108/18 признано противоправным и недействительным п. 10, п. 20, п. 21 Порядка приостановления ПН (* по состоянию на дату написания этой статьи - решение не вступило в законную силу): • критерии рискованности налогоплательщика, критерии рискованности осуществления операций, перечень показателей налоговой истории; • правила и основания принятия решений комиссиями ГФС по регистрации и отказа в разблокировании НН и РК. Соответственно в случае вступления в силу этого решения суда, блокировать НН и РК у налоговиков уже не будет оснований, поскольку в квитанции об остановке регистрации НН и РК должно быть указано соответствующий критерий по п. 10 Порядка приостановления регистрации НН. Критерии рискованности в соответствии с п. 10 Порядка приостановления ПН разработаны ГФС и включают в себя критерии рискованности налогоплательщика и критерии рискованности хозяйственной операции. Обращаем внимание, что критерии рискованности налогоплательщиков и хозяйственных операций утверждены письмом фискальной службы от 21.03.2018 № 959 / 99-99-07-18. Верховный Суд в мотивировочной части своего постановления от 02.04.2019 г. по делу № 822/1878/18 отметил, что согласно п. 201.16 ст. 201 Налогового кодекса Украины, регистрация налоговой накладной может быть остановлена в порядке и на основаниях, определенных Кабмином. Однако, Порядком приостановки регистрации НН не определено этих критериев, а делегированы ГФС, которая в свою очередь утвердила эти критерии своим письмом. При этом Верховный Суд отметил, что письма министерств, других органов исполнительной власти не являются нормативно-правовыми актами в понимании ст. 117 Конституции, а потому не является источником права в соответствии со ст. 7 Кодекса административного судопроизводства Украины. Однако, несмотря на положительную судебную практику толкования источников рискованности, ГФС активно использует критерии рискованности, указанные в письме и соответственно осуществляет блокирование НН. Решение об отказе в регистрации НН / РК в Реестре может быть обжаловано в административном или судебном порядке. В случае обжалования в административном порядке жалобы подаются плательщиком в ГФС в течение 10 календарных дней после получения им решения комиссии ГФС об отказе в регистрации налоговой накладной / расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных. Налогоплательщик может добавлять к жалобе объяснения и копии документов, заверенные в установленном порядке, подтверждающие информацию, указанную в налоговой накладной / расчете корректировки, к которой / которому применена процедура приостановки регистрации. Решение комиссии по вопросам рассмотрения жалоб не подлежит дальнейшему административному обжалованию и может быть обжаловано в судебном порядке. Удовлетворение ГФС жалобы налогоплательщика является основанием для регистрации в ЕРНН налоговых накладных / расчетов корректировки, указанных в жалобе, с учетом требований п. 200 экз. 1.3 ст. 200 экз. 1 НКУ. Обжалования решения о блокировании НН / РК относятся к юрисдикции административных судов. К сожалению, несмотря на обязательность исполнения решения суда в случае получения решения в пользу налогоплательщика "о разблокировании НН», на практике исполнение решения затягивается во времени. Поэтому, на стадии судебного рассмотрения дела необходимо инициировать установление судебного контроля в соответствии со ст. 382 КАС Украины. Суд может обязать субъекта властных полномочий, не в пользу которого принято судебное решение, подать в установленный судом срок отчет об исполнении судебного решения. Также налогоплательщик может инициировать наложение судом на руководителя субъекта властных полномочий, ответственного за выполнение решения, штраф в сумме от 20 до 40 размеров прожиточного минимума для трудоспособных лиц. Обобщая тему о блокировании налоговых накладных / расчетов корректировки можно утверждать, что налоговые органы злоупотребляют своими правами. Только с помощью профессиональной правовой помощи можно получить решение в пользу налогоплательщика, а также своевременно осуществить регистрацию налоговых накладных.