04
/03
Тендерное сопровождение: этапы участия в публичных закупках
Автор: Григорчук Ирина, адвокат правовой группы Коларес С принятием Закона Украины «О публичных закупках» и введением системы электронных закупок, закупочный процесс значительно изменился и перешел на электронный формат, который действует по принципу «все видят всё». Такие изменения повысили прозрачность в закупках, привлекли внимание не только бизнеса, но и общественности, контролирующих и правоохранительных органов, еще больше побуждает не допускать ошибок ни заказчиками торгов, ни участниками. Ведь допущеная участником ошибка может дорого ему стоить и как результат отклонение его тендерного предложения. Из многолетнего опыта тендерного сопровождения мы убедились, что участие в торгах является ответственным процессом и, чтобы обеспечить себе победу, участникам следует подойти к этому процессу ответственно. Участие в закупке можно условно разделить на несколько этапов. Мы предлагаем рассмотреть их на примере участия в открытых торгах и дадим советы на что нужно обратить внимание при тендерном сопровождении на каждом из таких этапов. Первый этап тендерного сопровождения. Ознакомление с условиями закупки. Перед тем как принять участие в торгах участники знакомятся с требованиями тендерной документации. Тендерную документацию заказчик публикует вместе с объявлением о проведении торгов. Тендерная документация является важным документом для участника, на основании которого осуществляется подготовка тендерного предложения. Требования к тендерной документации и перечень сведений, которые она должна содержать, закрепленные в ст. 22 Закона Украины «О публичных закупках». Советуем участнику уделить особое внимание этому документу и детально ознакомиться с требованиями заказчика к участнику торгов и требованиям предмета закупки. Не стоит также игнорировать проект договора, ведь после его подписания стороны не смогут уже изменить существенные условия договора о закупке, кроме случаев, установленных законом. Участники анализируют требования заказчика на соответствие их требованиям действующего законодательства и наличии дискриминационных требований. Закон запрещает Заказчику устанавливать в тендерной документации требования, ограничивающие конкуренцию и приводят к дискриминации участников. Также, новая редакция закона не позволяет требовать от участников документального подтверждения информации, которая является публичной, которая обнародована в форме открытых данных и содержится в открытых единых государственных реестрах, доступ к которым является свободным. Ведь, к сожалению, очень часто Заказчики игнорируют нормы действующего законодательства и прописывают требования, которым может соответствовать только ограниченный круг субъектов хозяйствования, таким образом «отсекая» нежелательных участников. Или же прописывают так называемые «скрытые требования», например, в разделе «оценка тендерных предложений» вставляют требование предоставить копию паспорта уполномоченного лица на подписание договора или гарантийные письма в проекте договора. В случае установления непонятных требований в тендерной документации, стоит обратиться к заказчику за разъяснениями. Второй этап тендерного сопровождения. Обжалование условий закупок. В случае выявления незаконных или дискриминационных требований в тендерной документации потенциальный участник торгов может обратиться к заказчику с требованием устранить нарушение или обратиться с жалобой в Антимонопольный комитет Украины. Требование подается на имя заказчика бесплатно, через электронную систему закупок. Требование не содержит обязательной формы, поэтому подается в произвольной форме. Жалобы подаются также через электронную систему закупок. В отличие от требования, за жалобу взимается плата. Размер платы, порядок осуществления платы и ее возвращения субъекту обжалования определяется Кабинетом Министров Украины. Информацию, которую должна содержать жалоба, сроки обжалования, порядок подачи закреплена в ст.18 Закона. Если не придерживаться этих требований, орган обжалования оставляет жалобу без рассмотрения. Третий этап тендерного сопровождения. Подготовка документов тендерного предложения и его представление. После изучения тендерной документации участник переходит к подготовке документов тендерного предложения. На этом этапе советуем обращать внимание на следующее: - Документы в составе тендерного предложения подавайте в полном объеме со всеми страницами и приложениями, которые являются неотъемлемой частью документа (кроме случаев, если требуются отдельные страницы документа). - обеспечение тендерного предложения, должно соответствовать требованиям заказчика. Проверяйте внимательно сроки действия банковской гарантии, сумма и другую информацию, которая в ней содержится. Новая редакция Закона обязывает заказчика торгов отклонять тендерное предложение участника, если тот не предоставил обеспечение тендерного предложения или обеспечение не соответствует условиям, определенным заказчиком в тендерной документации к такому обеспечения. - Технические и качественные характеристики должны полностью соответствовать требованиям заказчика. Новая редакция Закона предусматривает, что Заказчик отклоняет тендерное предложение, если она не соответствует условиям технической спецификации и другим требованиям относительно предмета закупки тендерной документации. Поэтому, даже если участник предложит лучшие характеристики, чем те, что требует заказчик, такое предложение не будет соответствовать требованиям тендерной документации и рискует быть отклоненным заказчиком. - Обращайте внимание во множественном числе или в единственном числе требуется информация. Например, если Заказчик требует предоставить информацию о наличии работников, имеющих необходимые знания и опыт, то должна быть указана информация о наличии двух и более работников. К сожалению, в последнее время практика Антимонопольного комитета Украины по данному вопросу разная, но во избежание отклонения тендерного предложения и как результат защиты свои права в органе обжалования, лучше четко следовать требованиям тендерной документации. - Проверяйте, нет ли в уставе ограничения на подписание договоров, если сумма сделки превышает предельный размер, определенный в уставе. Если есть такие ограничения, предоставьте документы, подтверждающие полномочия на подписание договора на соответствующую сумму тендерного предложения. - Отслеживайте изменения, которые заказчик вносит в тендерной документации. От этого зависят и сроки подачи тендерных предложений, и сроки обжалования условий закупки. - Вовремя подавайте документы на торги. Не откладывайте представление предложения на последний момент, ведь существует риск технического сбоя в работе компьютерного оборудования участника или работе площадки, что может помешать успешному участию в торгах. Четвертый этап тендерного сопровождения. Участие в аукционе. На этом этапе для каждого участника торгов предоставляется две минуты, чтобы осуществить ставку. Чтобы не допустить ошибки во время аукциона, стоит заранее просчитать каждый шаг, установить низкую цену, до которой может опуститься участник. В случае необходимости привлечь компетентных лиц (менеджера или бухгалтера), которые помогут провести расчеты. Условия договора о закупке не должны отличаться от содержания тендерного предложения по результатам аукциона (в том числе за единицу товара) победителя процедуры закупки. Договор, заключенный с нарушением этого требования, является ничтожным. Пятый этап тендерного сопровождения. Представление документов победителем торгов. Новая редакция закона увеличила сроки для подачи документов победителем торгов до десяти дней с момента публикации объявления (ранее предоставлялось 5 дней). Все же советуем, заранее подготовить документы, которые требуются для победителя торгов. При этом обязательно учитывайте требования к таким документам, которые определены тендерной документацией. Шестой этап тендерного сопровождения. Обжалование результатов квалификации или переквалификации в евроторгов. В случае незаконного отклонения тендерного предложения, определения победителем участника, предложение которого подлежит отклонению или отмены процедуры закупки, участник с целью защиты своих прав может обратиться с жалобой в Антимонопольный комитет Украины. Новая редакция закона устанавливает новые сроки обжалования принятых решений, действий или бездействия заказчика, которые произошли после оценки тендерных предложений участников. Такие жалобы подаются в течение десяти дней со дня, когда субъект обжалования узнал или должен был узнать о нарушении своих прав вследствие решения, действия или бездействия заказчика, но ко дню заключения договора о закупке. В случае если объявление о проведении конкурентной процедуры закупки публикуется в соответствии с частью третьей статьи 10 Закона, жалобы, касающиеся принятых решений, действий или бездействия заказчика, которые произошли после рассмотрения тендерных предложений, подаются в течение пяти дней со дня опубликования в электронной системе закупок протокола рассмотрения тендерных предложений. Сроки обжалования не возобновляются, поэтому советуем их придерживаться. Еще раз обращаем внимание, порядок обжалования процедур закупок определен ст. 18 Закона. Седьмой этап тендерного сопровождения. Заключение договора. Стоит обратить внимание на сроки заключения договора о закупке. Закон устанавливает, что заказчик заключает договор о закупке с участником, который признан победителем процедуры закупки, в течение срока действия его предложения не позднее чем через 20 дней со дня принятия решения о намерении заключить договор о закупке в соответствии с требованиями тендерной документации и тендерного предложения победителя процедуры закупки. Новая редакция Закона устанавливает новую норму, которой разрешается заказчику продлить срок заключения договора до 60 дней, в случае ограненные необходимости. Договор заключен с нарушением этих сроков являются ничтожными. Подытоживая, следует отметить, что каждый этап тендерного сопровождения одинаково важным для участника, и насколько внимательно и профессионально участник организует свое участие в тендере тем больше шансов у него будет одержать победу.