02
/03
Турборежим в АМКУ. Чего ожидать в недалёком будущем?
Автор: Кепич Ирина, адвокат правовой группы Коларес. 14 января 2020 в Верховной Раде Украины был зарегистрирован законопроект № 2730 под названием «Проект Закона о внесении изменений в некоторые законы Украины относительно конкурентно-антимонопольной реформы»: http://w1.c1.rada.gov.ua/pls/zweb2/webproc4_1?pf3511= 67870 Указанным проектом вносятся изменения в ряд других законов, таких как, Закон Украины «Об Антимонопольном комитете Украины», Закон Украины «О защите экономической конкуренции», Закон Украины «О государственной помощи субъектам хозяйствования», Закон Украины «О Кабинете Министров Украины», Закон Украины «О центральных органах исполнительной власти», Хозяйственный процессуальный кодекс в Украине, Кодекс Украины об административных правонарушениях. В частности, авторами законопроекта предлагается рассматривать споры в сфере конкуренции и государственной помощи субъектам хозяйствования (кроме обжалования процедуры публичных закупок) Высшим судом по вопросам интеллектуальной собственности и экономической конкуренции. Осуществление другими органами государственной власти полномочий Антимонопольного комитета Украины не допускается, за исключением Высшего суда по вопросам интеллектуальной собственности и экономической конкуренции в спорах, которые возникают из отношений, связанных с применением конкурентного законодательства. В частности, проведением исследования рынка, определением границ товарного рынка, а также положения, в том числе монопольного (доминирующего), субъектов хозяйствования на этом рынке, нарушениями конкурентного законодательства. Фактически законопроектом вводится, так называемый, «конкурент» Антимонопольного комитета (далее-АМКУ) - Высший суд по вопросам интеллектуальной собственности и экономической конкуренции. Авторы законопроекта закладывают возможность конкуренции между судебным институтом и органом со специальным статусом по определению монопольного положения. С возможностью непосредственного рассмотрения судом дел о монопольном положении, однозначно можно утверждать о новых подходах «клеймения» монополистов. Сама возможность такого альтернативного рассмотрения дел судебной инстанцией свидетельствует о недоверии к Антимонопольному комитету, в связи с чем, закладывается возможность влияния на монополистов непосредственно через суд. Эффект «бомбы замедленного действия» заключается также в том, что законопроектом фактически закладывается возможность «уничтожения» своих конкурентов через суд. То есть, теперь не нужно будет привлекать посредника – АМКУ, для определения монопольного влияния. Вместо этого, сразу можно будет идти в суд, чтобы в судебном процессе с помощью процессуальных средств определять занимает ли субъект хозяйствования монопольное положение, или - нет. Также, АМКУ наделяется полномочиями издавать приказы о принудительном взыскании штрафа за нарушение конкурентного законодательства в случае, если он не был уплачен в добровольном порядке. Таким образом, если эта норма будет принята, АМКУ фактически наделяется полномочиями суда в части выдачи таких приказов. Положительным моментом можно назвать, что решения органов Антимонопольного комитета по результатам рассмотрения дела о нарушении конкурентного законодательства вступают в законную силу по истечении срока на их обжалование. Итак, законопроектом заложена возможность приостановки исполнения решения АМКУ до рассмотрения дела в суде, а лицам, которые оспаривают решение АМКУ не нужно заявлять обеспечение иска для приостановки исполнения решения. Стоит отметить, что законопроект не содержит положения о сроках рассмотрения дел АМКУ. Однако, альтернативный законопроект № 2730-1 от 31.01.2020 http://w1.c1.rada.gov.ua/pls/zweb2/webproc4_1?pf3511=68022 , поданный народным депутатом Украины Павлюком М.В. содержит отдельную статью: «Статья 37-1 Сроки рассмотрения дел о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции». Альтернативный законопроект предусматривает рассмотрение дел в разумные сроки, но не более трех лет. А дела о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции, предусмотренные Законом Украины «О защите экономической конкуренции», а также дела о нарушении, предусмотренные Законом Украины «О защите от недобросовестной конкуренции», должны быть рассмотрены в течение шести месяцев. А в случае если в течение отведенного срока для рассмотрения дела АМКУ не принимает решения, то дело подлежит закрытию в связи с недоказанностью совершения нарушения. Также, альтернативным законопроектом предусматривается увеличение доли на рынке товара с 35 до 40 процентов для доказательства, что субъект хозяйствования занимает монопольное (доминирующее) положение. В общем, можно констатировать, что бизнесу стоит ожидать кардинальных изменений в сфере конкурентного законодательства. А юристам готовиться к новой защитной практике.