27
/01
В битве за дополнительную эмиссию акций.
Автор: адвокат Моисеенко Максим, юридическая группа Коларес Последние несколько лет были очень насыщенные на изменения законодательства в сфере корпоративного права и управления. В частности, в течение 2018-2019 годов получили значительных изменений ЗУ «Об акционерных обществах», Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦБФР) приняла ряд решений, которыми был введен новый порядок увеличения уставного капитала акционерного общества, новую процедуру регистрации дополнительной эмиссии акций и регистрации отчета о результатах размещения (эмиссии) акций и тому подобное. 2020 год обещает быть годом введения еще больших изменений по вопросам корпоративного управления, особенно для акционерных обществ. Поскольку зарегистрированным законопроектом № 2493 от 25.11.2019, предполагается настолько много изменений в Закон Украины «Об акционерных обществах», планируется его изложения в новой редакции. Указанные проекты изменений, в том числе, касающиеся предотвращения так называемого «Squeeze-out» (с англ. «Вытеснение», «выдавливание») миноритарных акционеров, в результате увеличения уставного капитала путем дополнительной эмиссии акций общества. Однако сегодня, пока законодатель не утвердил вышеуказанные изменения, хотелось бы поговорить о реалиях взаимоотношений частных акционерных обществ с регулятором - НКЦБФР, при увеличении уставного капитала акционерного общества путем дополнительной эмиссии акций, и для большей предметности, приведем пример из практики Правовой группы Colares. Так, в 2019 году в Правовую группу Colares обратилось частное акционерное общество, с условным названием «N», которое с целью модернизации собственных основных средств и проведения капитального ремонта производственного цеха, большинством голосов приняло решение об увеличении уставного капитала путем привлечения денежных средств (дополнительных взносов) от существующих акционеров общества на указанные цели. В течение 2017-2018 годов, ЧАО «N» семь раз подавало в НКЦБФР пакет документов необходимого для частного размещения дополнительных акций существующей номинальной стоимости, каждый раз получало новые замечания от клерков НКЦБФР, устраняло такие замечания, и несмотря на все усилия, регистрация не проводилась, а ЧАО «N» даже один раз получило отказ НКЦБФР в регистрации дополнительной эмиссии акций и выдачи временного свидетельства о регистрации выпуска акций. Забегая вперед, в этой истории все же состоялся «хэппи энд». Дополнительная эмиссия акций все же зарегистрирована, благодаря плодотворной работе по подготовке необходимых документов и тщательного сопровождение рассмотрения в НКЦБФР. Остановимся более подробно на основных «подводных камнях» увеличение уставного капитала ЧАО «N», путем дополнительной эмиссии акций, поскольку такие случаи не редкость в современной практике. Основным «petra scandali» стало требование комиссии по ценным бумагам о предоставлении полной финансовой отчетности в составе пакета документов для регистрации дополнительной эмиссии акций. Так, согласно решения НКЦБФР от 21.06.2018 № 426 «Об утверждении Порядка регистрации выпуска акций при увеличении (уменьшении) размера уставного капитала акционерного общества» установлено, что для регистрации выпуска акций и регистрации отчета о результатах эмиссии акций, от акционерных обществ требуется представление финансовой отчетности, в составе которой: отчет о финансовом положении на конец периода; отчет о прибылях и убытках и прочем совокупном доходе за период; отчет об изменениях в собственном капитале за период; отчет о движении денежных средств за период; примечания к финансовой отчетности. Однако, поскольку ЧАО «N», в соответствии с действующим законодательством имеет статус субъекта малого предпринимательства, и в соответствии с положениями (стандартами) бухгалтерского учета и ЗУ «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине», последнее подает в контролирующие органы условно говоря «сокращенную» финансовую отчетность, которая состоит исключительно из одного финансового отчета субъекта малого предпринимательства (приложение 1 к Положению (стандарту) бухгалтерского учета 25). В такой ситуации ЧАО «N», фактически не должно предоставлять полную финансовую отчетность, как того требует НКЦБФР. Существует два выхода из данной ситуации. Первый это обращаться в административный суд с иском о признании противоправными действий комиссии и обязательстве совершить действия по регистрации дополнительной эмиссии акций общества. Но при этом, можно забыть о завершении процедуры увеличения уставного капитала общества на период рассмотрения дела в административном суде (разбирательство может длиться более полутора, а то и два года, не считая апелляцию). Также, не следует забывать, что регистрация дополнительной эмиссии в НКЦБФР происходит в два этапа: сначала предприятие получает временное свидетельство о регистрации выпуска акций, а затем, во второй раз обращается в комиссию по ценным бумагам для регистрации отчета о результатах эмиссии акций, в течение тридцати дней со дня получения временного свидетельства. Что и говорить об отношении НКЦБФР к субъектам хозяйствования, которые подают в суд на регулятора - в таком случае тщательность проверки документов такого субъекта и бюрократизм растут в геометрической прогрессии. Поэтому скорее всего, судиться с НКЦБФР придется по крайней мере дважды: первый раз для получения временного свидетельства, а во второй раз для регистрации отчета о результатах эмиссии акций, что увеличивает время для завершения процедуры увеличения уставного капитала общества еще на полтора года. Вторым путем для выхода из данной ситуации, является составление субъектом малого предпринимательства полной финансовой отчетности, как того требует НКЦБФР. Что собственно и было сделано в случае с ЧАО «N». Другими аспектами в процессе увеличения уставного капитала, на которые следует обратить внимание, являются: тщательная подготовка к принятию и оформлению протокольного решения общего собрания акционеров общества об увеличении размера уставного капитала, соответствия учредительных документов общества действующему законодательству, соблюдение сроков представления документов, оформление отчета независимого аудитора, тому подобное. Так, основные требования к принятию и оформлению протокольного решения общего собрания акционеров общества содержатся в следующих нормативно-правовых документах: Закон Украины «Об акционерных обществах» от 17.09.2008 № 514-VI, Решение НКЦБФР от 21.06.2018 № 426, Решение НКЦБФР от 12.06 .2018 № 385. В случае с ЧАО «N», среди других замечаний НКЦБФР относительно принятия и оформления протокольного решения обществом были следующие: технические замечания на подобии последовательности вопросов с повестки дня; или технические замечания НКЦБФР на предмет несоответствия сведений, отраженных в данном решении общего собрания акционеров, сведениям размещенным обществом на веб-портале https://smida.gov.ua/, хотя фактически различий по сути не было. Кстати, мы заметили, что нередки были случаи подачи, среди других документов для регистрации эмиссии, уставы обществ, которые не соответствуют действующему ЗУ «Об акционерных обществах», что в свою очередь является нарушением прямой нормы закона. В таких случаях отказы комиссии по ценным бумагам были обоснованными, поскольку дополнительная эмиссия не допускается, если не приведены учредительные документы в соответствие с требованиями закона. Также следует обращать внимание и на сроки для подачи соответствующих документов в НКЦБФР. Так, законодательством предусмотрен срок для подачи документов на регистрацию дополнительной эмиссии акций, который составляет 60 дней с даты принятия общим собранием решения об увеличении уставного капитала. Указанный срок, без пролонгации, распространяется и на повторную подачу документов, в случае если НКЦБФР обнаружит недостатки и/или замечания. Поэтому не следует тянуть с подачей документов с момента принятия решения, особенно учитывая, что рассмотрение пакета документов в НКЦБФР осуществляется в течение двадцати пяти рабочих дней. О принятом решении НКЦБФР, как правило сообщает в последний день рассмотрения. В случае выявления недостатков или замечаний и необходимости повторной подачи документов, срок на исправление будет составлять не более чем пол месяца. А в случае необходимости внесения изменений в протокольное решение или принятия дополнительных решений общим собранием, на основании полученных замечаний от НКЦБФР, этого времени вообще не хватит для созыва собрания. Любимым замечанием регулятора является не соблюдение требований Решение НКЦБФР от 08.10.2013 № 2187 «Об утверждении Требований к аудиторскому заключению, которое подается в Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку в составе документов для регистрации выпуска, выпуска и проспекта эмиссии отдельных видов ценных бумаг, отчета о результатах размещения акций (кроме ценных бумаг институтов совместного инвестирования)». Поэтому фактически следует контролировать и составление аудитором отчета в соответствии с требованиями указанного решения НКЦБФР. Подводя итоги, хотелось бы отметить, что целью деятельности НКЦБФР является создание, путем своих регуляторных и надзорных функций, условий для надлежащего и эффективного функционирования рынка ценных бумаг. Однако суровые реалии взаимоотношений с НКЦБФР, в том числе мощный бюрократизм и чрезмерная придирчивость к техническим, синтаксическим ошибкам и опискам со стороны комиссии, свидетельствуют об обратном. Так что про надлежащее и эффективное функционирование рынка ценных бумаг пока остается только мечтать. Во избежание ситуаций, когда увеличение уставного капитала затягивается на годы, следует с чрезмерным усердием подходить к анализу нормативно-правовых актов, регулирующих данную сферу общественных отношений. Также необходимо с точностью до последней буквы проводить работу по подготовке необходимых документов, начиная с момента инициирования созыва общего собрания. Это поможет, по крайней мере, уменьшить риск возникновения замечаний к документам, изменения в которые можно внести только через повторное проведение собрания. Итак, пока законодатель не утвердил планируемых изменениях по вопросам корпоративного управления для акционерных обществ не усложнив и без того не простую процедуру увеличения уставного капитала путем дополнительной эмиссии акций, можно успеть пройти этот тернистый путь по действующему порядку и процедуре.