23
/03
Введение чрезвычайного положения. Последствия для граждан и бизнеса.
Автор: адвокат правовой группы Коларес, Кепич Ирина Сетью распространяется информация о возможности введения чрезвычайного положения в связи с распространением коронавирусной болезни (COVID-19). Фактически меры, принятые властями, такие как запрет деятельности ТРЦ, запрет перевозки более десяти человек в транспорте, могут быть применены только при введении чрезвычайного положения. Ведь, согласно статье 64 Конституции Украины в условиях военного или чрезвычайного положения могут устанавливаться отдельные ограничения прав i свобод с указанием срока действия этих ограничений. Из-за стремительного распространения короновируса ряд государств, таких как Италия, Словакия, Чехия, Исландия, Эстония, Испания, Румыния, Сербия, Латвия, Болгария. Швейцария, Казахстан, США, Молдова, уже ввели режим чрезвычайного положения. Для чего же государства вводят чрезвычайное положение? Исключительной целью введения чрезвычайного положения является необходимость ограничения прав граждан и бизнеса. Ведь только при исключительных обстоятельствах, права граждан и бизнеса могут быть ограничены. Согласно Конвенции о защите прав и основных свобод от 04.11.1950р. осуществления прав не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной или общественной безопасности, для предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности, или для защиты прав и свобод других лиц. Следовательно, Конвенция о защите прав и основных свобод предусматривает возможность ограничения прав человека в случае угрозы для здоровья. В Украине возможность введения чрезвычайного положения и ограничений, которые сопровождают такое положение регулируется законом «О правовом режиме чрезвычайного положения». Так, законом предусмотрена возможность введения чрезвычайного положения в случае возникновения особо тяжелых чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера (стихийного бедствия, катастроф, особо крупных пожаров, применение средств поражения, пандемий, панзоотий т.п.), создающих угрозу жизни и здоровью значительных слоев населения. Поэтому, пандемия является прямым основанием для введения чрезвычайного положения. Как мы знаем, Всемирная организация здравоохранения объявила эпидемию вируса COVID-19 пандемией. Чрезвычайное положение в Украине или в отдельных ее местностях вводится указом Президента Украины, который подлежит утверждению Верховной Радой Украины в течение двух дней с момента обращения Президента Украины. Так, в Указе о введении чрезвычайного положения четко прописывается территория, на которую распространяется действие чрезвычайного положения, продолжительность чрезвычайного положения, ограничения (исчерпывающий перечень), которые устанавливаются для граждан и юридических лиц, органы государственной власти, органы военного командования и органы местного самоуправления, которым поручается осуществление мероприятий чрезвычайного положения. Мероприятия, которые могут применяться при введении чрезвычайного положения: 1) установление особого режима въезда и выезда, а также ограничение свободы передвижения по территории, где вводится чрезвычайное положение; 2) ограничение движения транспортных средств и их осмотр; 3) усиление охраны общественного порядка и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и народного хозяйства; 4) запрет проведения массовых мероприятий, кроме мероприятий, запрет на проведение которых устанавливается судом; 5) запрет забастовок; 6) принудительное отчуждение или изъятие имущества у юридических и физических лиц. Дополнительные меры, которые могут применяться при чрезвычайном положении: 1) временная или безвозвратная эвакуация людей из мест, опасных для проживания, с обязательным предоставлением им стационарных или временных жилых помещений; 2) установление для юридических лиц квартирной повинности для временного размещения эвакуированного или временно переселенного населения, аварийно-спасательных формирований и военных подразделений, привлеченных к преодолению чрезвычайных ситуаций; 3) временный запрет строительства новых, расширения действующих предприятий и других объектов, деятельность которых не связана с ликвидацией чрезвычайной ситуации или обеспечением жизнедеятельности населения и аварийно-спасательных формирований; 4) установление карантина и проведение других обязательных санитарных и противоэпидемических мероприятий; 5) введение особого порядка распределения продуктов питания и предметов первой необходимости; 6) мобилизация и использование ресурсов предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, для предотвращения опасности и ликвидации чрезвычайных ситуаций с обязательной компенсацией понесенных потерь; 7) изменение режима работы предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности, переориентация их на производство необходимой в условиях чрезвычайного положения продукции, иные изменения производственной деятельности, необходимые для проведения аварийно-спасательных и восстановительных работ; 8) отстранение от работы на период чрезвычайного положения, в случае ненадлежащего исполнения своих обязанностей, руководителей государственных предприятий, учреждений и организаций, от деятельности которых зависит нормализация обстановки в районе чрезвычайного положения, и возложение временного исполнения обязанностей указанных руководителей на других лиц. Введение чрезвычайного положения для бизнеса после действия Постановления Кабинета Министров Украины от 16.03.2020 № 215 «О предотвращении распространения на территории Украины острой респираторной болезни COVID-19, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2» и распоряжений КГГА, фактически узаконивает ограничения предпринимательской деятельности, прав и свобод граждан. Подчеркиваем, что любые ограничения для бизнеса должны быть четко прописаны в Указе Президента Украины. Ведь, согласно статье 6 Закона Украины «О правовом режиме чрезвычайного положения», в Указе Президента Украины о введении чрезвычайного положения указываются перечень и пределы чрезвычайных мер, исчерпывающий перечень конституционных прав и свобод человека и гражданина, которые временно ограничиваются в связи с введением чрезвычайного положения, а также перечень временных ограничений прав и законных интересов юридических лиц с указанием срока действия этих ограничений. То есть, если у бизнеса хотят забрать имущество или в ваше помещение заселить временно эвакуированные лица, возможность таких действий должны быть четко указаны в Указе Президента. В противном случае такие действия будут незаконными. Если имущество бизнеса использовалось для предотвращения или ликвидации ситуаций, ставших причиной введения чрезвычайного положения, то бизнесу возмещается их полная стоимость. Если имущество, которое было принудительно отчуждено у юридических и физических лиц, после отмены правового режима чрезвычайного положения сохранилось, бывший владелец такого имущества вправе требовать возврата такого имущества в судебном порядке или требовать предоставление ему взамен другого имущества, если это возможно. Обращаем внимание, что в Украине в 2018 году было введено военное положение с 14 часов 00 минут 26 ноября 2018 сроком на 30 суток до 14 часов 00 минут 26 декабря 2018 года. В результате действия такого Указа никаких нарушений прав граждан или юридических лиц не было зафиксировано. Надеемся, что введение чрезвычайного положения будет соответствовать законодательным нормам введение такого положения, а также с обязательным соблюдением прав граждан и бизнеса. Также, нужно помнить, что в случае незаконного ограничения ваших прав вам гарантировано право на обращение в суд.