14
/08
Актуальный агробизнес: возможности и проблемные вопросы
Статья опубликована в Юридической газете, номер (31-32) Автор: Моисеенко Максим. Старший юрист в юридической фирме Colares. В государственном бюджете 2018, по сравнению с предыдущим, значительно увеличена поддержка агросектора - до 6,3 млрд. грн. Для сравнения, в государственном бюджете 2017 предусматривалась поддержка агросектора в размере 0,3 млрд. грн. Так, в 2018 году агросектору было направлено: • 945 млн. грн. на компенсацию процентных ставок по кредитам (частичная компенсация стоимости сельскохозяйственной техники и оборудования отечественного производства); • 1 млрд. грн. на поддержку фермерских хозяйств; • 4 млрд. грн. на финансирование животноводства (1,7 млрд. грн. в качестве дотации на содержание поголовья; 300 млн. грн. на закупку племенного скота; • 2 млрд. грн. на компенсацию процентных ставок по кредитам животноводам и биобезопасности). • 300 млн. грн. на поддержку садоводства. Частичная компенсация стоимости сельскохозяйственной техники и оборудования отечественного производства Согласно постановления КМУ от 01.03.2017 г. №130 «Об утверждении Порядка использования средств, предусмотренных в государственном бюджете для частичной компенсации стоимости сельскохозяйственной техники и оборудования отечественного производства», определен механизм использования средств, предусмотренных в государственном бюджете по программе «Финансовая поддержка сельхозтоваропроизводителей» по направлению «Частичная компенсация стоимости сельскохозяйственной техники и оборудования отечественного производства». Указанным постановлением определено, что главным распорядителем бюджетных средств и ответственным исполнителем бюджетной программы является Минагрополитики. Перечень техники и оборудования, стоимость которых частично компенсируется за бюджетные средства (далее - перечень), формируется комиссией, которая образуется Минэкономразвития Украины. Этот перечень размещается в публичном доступе на официальном сайте Минагрополитики. Согласно вышеуказанного постановления КМУ (от 01.03.2017 г.. №130), для получения частичной компенсации сельскохозяйственные товаропроизводители подают в государственный банк или банк, в уставном капитале которого 75% и более акций принадлежат государству, через который осуществлено приобретение техники и оборудования, заявки и подтверждающие документы, а в случае соответствия критериям получают компенсацию согласно установленному порядку. Заявки для получения частичной компенсации стоимости техники и оборудования, приобретенных до 1 декабря текущего года, подаются до 5 декабря текущего года. Заявки для получения частичной компенсации стоимости техники и оборудования, приобретенных с 1 декабря текущего года, подаются до 1 марта следующего года. Финансовая поддержка развития фермерских хозяйств Постановление КМУ от 07.02.2018 г.. №106 «Об утверждении Порядка использования средств, предусмотренных в государственном бюджете для предоставления финансовой поддержки развития фермерских хозяйств» определяет механизм использования средств, предусмотренных в государственном бюджете по программе «Финансовая поддержка развития фермерских хозяйств». Вышеупомянутым Порядком установлено, что распорядителями бюджетных средств является Минагрополитики Украины. Финансовая поддержка предоставляется получателям по следующим направлениям: • частичная компенсация стоимости закупленного у субъектов семеноводства семян сельскохозяйственных растений отечественной селекции; •частичная компенсация расходов, связанных с предоставленными сельскохозяйственными услугами совещательными органами; • финансовая поддержка сельскохозяйственных обслуживающих кооперативов; • частичная компенсация стоимости приобретенной сельскохозяйственной техники и оборудования отечественного производства. Для получения финансовой поддержки по определенным направлениям получатели представляют в государственный банк или банк, в уставном капитале которого 75% и более акций принадлежат государству, подписали с Минагрополитики Меморандум об общих принципах сотрудничества, заявку и подтверждающие документы, в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением от 07.02.2018 г. №106. Государственная поддержка отрасли животноводства Постановление Кабинета Министров Украины № 107 от 07.02.2018 «Об утверждении Порядка использования средств, предусмотренных в государственном бюджете для поддержки отрасли животноводства», определяет механизм использования средств, предусмотренных Минагрополитики в государственном бюджете по программе «Государственная поддержка отрасли животноводства». Так, главным распорядителем бюджетных средств и ответственным исполнителем бюджетной программы определено Минагрополитики Украины, а распорядителями бюджетных средств низшего уровня определены структурные подразделения облгосадминистраций, обеспечивающих выполнение функций по вопросам агропромышленного развития. Бюджетные средства направляются на государственную поддержку по следующим направлениям: • частичная компенсация процентной ставки по банковским кредитам, привлеченным для покрытия расходов, связанных с осуществлением деятельности в областях: овцеводство, козоводство, пчеловодство, звероводство, кролиководство, шелководство и аквакультура (далее - компенсация процентов); • частичная компенсация стоимости строительства и реконструкции животноводческих ферм и комплексов, доильных залов, предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции в части расходов, финансируемых за счет банковских кредитов (далее - компенсация стоимости объектов, профинансированных за счет банковских кредитов); • специальная бюджетная дотация за содержание коров молочного, молочно-мясного и мясного направления продуктивности (далее - дотация за содержание коров); • специальная бюджетная дотация за выращивание молодняка крупного рогатого скота, который родился в хозяйствах физических лиц (далее - дотация за молодняк); • частичное возмещение стоимости закупленных для дальнейшего воспроизведения племенных животных, а именно телок, нетелей, коров молочного, молочно-мясного и мясного направления продуктивности, свинок и хряков, овцематок, баранов, ярок и спермы быков и эмбрионов крупного рогатого скота, которые имеют племенную (генетическую) ценность (далее - частичное возмещение стоимости племенных животных, спермы и эмбрионов); • частичное возмещение стоимости строительства и реконструкции животноводческих ферм и комплексов, доильных залов, предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции (далее - частичное возмещение стоимости объектов). Компенсация процентов, стоимости объектов, профинансированных за счет банковских кредитов, дотация за содержание коров, дотация за молодняк, частичное возмещение стоимости племенных животных, спермы и эмбрионов, и частичное возмещение стоимости объектов осуществляется в соответствии с заявками субъектов хозяйствования, соответствующими органами, определенными в соответствии с Порядком утвержденным постановлением КМУ № 107 от 07.02.2018 г. Удешевление кредитов в агропромышленном комплексе Кроме того, в 2018 году постановлением Кабинета Министров Украины от 07 февраля 2018 года №254 были внесены изменения в Порядок использования средств, предусмотренных в государственном бюджете для финансовой поддержки мероприятий в агропромышленном комплексе путем удешевления кредитов, которым установлено, что частичная компенсация процентной ставки по привлеченным в национальной валюте банковским кредитам выплачивается заемщикам, имеющим чистый доход (выручку) от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за последний год в 20 млн. грн. Вышеупомянутым Порядком установлено, что распорядителями бюджетных средств являются структурные подразделения облгосадминистраций, обеспечивающих выполнение функций по вопросам агропромышленного развития. А, компенсация предоставляется на конкурсной основе субъектам хозяйствования агропромышленного комплекса - юридическим лицам, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности и физическим лицам - предпринимателям за начисленные и уплаченные в текущем году проценты за пользование кредитными средствами по заключенным кредитным договорам. Практические вопросы реализации государственных программ по поддержке агросектора По разным данным за первое полугодие 2018 аграрные производители освоили лишь около 10% - 15% из предусмотренных 6,3 млрд. грн. государственной поддержки. (Хотя прием заявок по соответствующим программам в настоящее время продолжается). Следует отметить, что наиболее эффективно работает направление удешевления отечественной сельхозтехники. А вот поддержка небольших фермерских хозяйств явно буксует. Первоочередной причиной является сложность бюрократических процедур при оформлении поддержки. Среди других, также следует отметить то, что у малых фермеров отсутствует финансовая отчетности, в результате чего у многих возникают сложности для пользования кредитными ресурсами. К тому же, банки не работают с хозяйствами, меньше 500 га. Одной из причин является тот факт, что в Украине есть хозяйства, которые не доверяют государственной власти, а потому и не используют государственную поддержку. Проблемные вопросы агробизнеса Пролонгация договоров аренды земли Актуальными остаются проблемные вопросы пролонгации договоров аренды земли. В настоящее время значительное количество договоров аренды земли в Украине оспаривается сторонами и третьими лицами. Так, с целью предотвращения подобных ситуаций, и в частности споров по вопросам пролонгации договоров, арендаторам и арендодателям нужно бережно подойти к вопросам разработки соответствующих договорных конструкций и механизмов оповещения о пролонгации договоров аренды земельных участков, в том числе в органах госрегистрации, что позволит предотвратить возникновение «двойной регистрации» таких договоров и избежать возможного неправомерного завладения земельными активами арендованными агропредприятиями. Агрорейдерство Этот вопрос, к сожалению, также остается актуальным. По данным СМИ, в 2017 году зафиксировано около 70-ти эпизодов силового захвата активов агропромышленных (фермерских) хозяйств. Кроме того, распространена также схема установления контроля над земельными участками агрохозяйств, которые арендуются, путем создания злоумышленниками субъектов хозяйствования с похожими названиями и дальнейшего «неправомерного» перезаключения договоров аренды земли с владельцами, путем введения в заблуждение последних. Итак, всем владельцам агробизнеса необходимо принимать меры, которые позволят минимизировать риски атаки на бизнес. В первую очередь, это касается создания надежных холдинговых и договорных структур, составление уставных документов, проведения эффективной кадровой политики, организации службы безопасности, защиты документооборота и тому подобное. Налогообложение Актуальным является также - налогообложение. На «Национальном Агрофоруме. Налоги. Финансы. Право», который состоялся 7 декабря 2017 в Киеве, начальник отдела проверок трансфертного ценообразования Департамента аудита Государственной фискальной службы Украины Николай Мишин **, сообщил, что около 51 проверки из контролируемых операций было начато ДФС Украины в 2015-2017 гг., и почти половина из них в сфере экспорта сельхозпродукции. Также актуальными остаются проблемные вопросы, связанные с налогообложением НДС, в первую очередь это касается регистрации налоговых накладных, периодически - некорректному функционированию единого реестра налоговых накладных, подтверждение операций первичными документами и исправления ошибок предыдущих отчетных периодов. В украинской экономике агросектор уже давно приобрел статус определяющей движущей силы роста украинского экспорта. Так, по результатам 2017 года, доля агросектора в украинском экспорте уже превысила 40%. Поэтому сегодня, учитывая изложены вопросы, потребность в реформировании агросектора и совершенствовании существующих регулятивных процедур чрезвычайно важны для будущего страны. * информация приведена согласно ЗУ О Государственном бюджете Украины на 2018 год с 07.12.2017 № 2246-VIII; ** согласно информации веб-портала новостей ua.interfax.com.ua/news/press-release/