17
/11
Государственное бюро расследования и его труба
Одним из очередных органов, призванных бороться против «преступлений чиновников» является Государственное бюро расследования (далее -ГБР). Согласно ч. 4 ст. 216 Уголовно-процессуального кодекса Украины, следователи органов ГБР осуществляют досудебное расследование преступлений совершенных высшими должностными лицами (Президентом Украины, полномочия которого прекращены, Премьер-министром Украины, членом Кабинета Министров Украины, директором НАБУ, Генеральным прокурором и т.д.), судьями , работниками правоохранительных органов, государственными служащими, должность которого относится к категории «А» (кроме расследования преступлений, связанных с коррупционными деяниями). На первый взгляд, указанная норма — положительный шаг, направленный на обеспечение действительно объективного расследования дел против чиновников. ГБР в УПК Украины было широко разрекламирована властью, как специализированный орган, который должен быть создан в форме, которая обеспечит надлежащий уровень его независимости, эффективности и профессионализма. Согласно п.1 Заключительных положений УПК Украины подследственность ГБР вводится в действие со дня начала деятельности ГБР, но не позднее пяти лет со дня вступления в силу указанного Кодекса. Учитывая, что КПК вступил в силу 19 ноября 2011, ГБР должно полноценно приступить к выполнению своих функций не позднее 19 ноября 2017. Согласно п.1 Переходных положений УПК Украины, до вступления в силу вышеуказанной ч. 4 ст. 216 УПК Украины, полномочия по досудебному расследованию преступлений, отнесенных к подследственности ГБР, осуществляют следователи органов прокуратуры. После введения в действие положений ч. 4 ст. 216 УПК Украины уголовные производства, созданные следователями органов прокуратуры, продолжают осуществляться следователями органов прокуратуры, пользуются полномочиями следователей, определенными настоящим Кодексом, до окончания досудебного расследования, но не более двух лет. После окончания двухлетнего срока уголовные производства, созданные следователями органов прокуратуры, в трехмесячный срок передаются следственным органам ГБР. И вот прошло уже пять лет после вступления в силу УПК! Казалось бы, что за это время можно создать и внедрить в жизнь деятельность любого органа. Однако, кроме принятых 12.11.2015 года Закона Украины «О Государственном бюро расследований», который определяет порядок создания и функции ГБР, и 29.02.2016 года Постановления Кабинета Министров Украины №127 «О создании Государственного бюро расследований» никаких существенных действий совершено не было. И наконец, 16 ноября 2017 года в Украине комиссия по избранию руководства ГБР определилась: Директором ГБР стал Роман Труба (более 6 лет проработал на руководящих должностях в прокуратуре), первым его заместителем избрано прокурора Ольгу Варченко, а заместителем директора-заместителя экс-прокурора Киева Александра Буряка. Несмотря на такие «прокурорские» кадры, надеяться о возможных кардинальных изменениях в работе следователей, особенно относительно «своих» работников прокуратуры, очевидно, к сожалению, не стоит. Несмотря на назначение руководства ГБР, на полноценное создание указанной службы до 20.11.2017 года не стоит и рассчитывать. Следователи органов прокуратуры смогут законно продолжать досудебное расследование только тех уголовных производств, которые начаты до 20 ноября. Расследование уголовных дел подследственных несуществующем ГБР, которые необходимо будет начинать после указанной даты, фактически «зависнут», из-за отсутствия органа, уполномоченного на расследование таких дел. Если следователи прокуратуры начнут расследование таких производств, даже неопытные адвокаты смогут «развалить» такое дело в суде. Таким образом, к сожалению, очередная реформа правоохранительных органов на практике оказалась не более пиаром.