20
/03

Метод воздействия: требование к заказчику закупки

Автор: Григорчук Ирина, адвокат правовой группы Коларес. Сфера публичных закупок является специфической и имеет собственные принципы построения, достаточно часто отличаются от тех, к которым привыкли участники гражданских отношений. И это неудивительно, ведь именно закупки за счет средств государственного бюджета привлекают внимание субъектов, желающих увеличить собственные доходы вопреки экономическим законам свободной конкуренции. Не зря именно свободный рынок и возможность защитить собственное имущество является мерилом достижений демократии и справедливого общество, на страже которых призваны стать правовые нормы и правовая система в целом. Достаточно значительным достижением нашего государства было принятие Закона «О публичных закупках», который призван для борьбы с недобросовестными должностными лицами и производимыми ими неправомерными связями. Редакция указанного нормативно-правового акта с момента своего принятия испытывала неоднократные изменения, и вот нас ждет новая редакция, которая должна учесть все несовершенства своего предшественника. Пока рано оценивать влияние будущей редакции, вместо того, сосредоточимся на тех возможностях, которые предусмотрены как действующими, так и меняющимися нормами в методах воздействия на потребителя публичных закупок, и попробуем разобраться в том, какие возможности имеет участник закупок. Закон Украины «О публичных закупках» закрепляет основные принципы осуществления закупок, среди которых: не дискриминация участников и равное отношение к ним, объективное и беспристрастное определение победителя процедуры закупки / упрощенной закупки. Но встречаются случаи, когда заказчики торгов из причин незнания действующего законодательства или по другим субъективным причинам, - игнорируют эти принципы и устанавливают в тендерной документации дискриминационные или незаконные требования, ограничивающие конкуренцию. И как следствие: принимают решение об определении победителем торгов участника, который подлежит отклонению, или незаконно отклоняют участника закупки и др. В таких случаях Закон устанавливает для участников два инструмента защиты прав, которые осуществляются через электронную систему закупок: 1. Требование к заказчику закупки об устранении нарушений, и 2. Жалоба в Антимонопольный комитет Украины. Рассмотрим один из таких методов воздействия на потребителя, а именно, - требование. Закон Украины «О публичных закупках» (и его новая редакция) закрепляет право участника процедуры закупки обратиться через электронную систему закупок с требованием к заказчику закупки по устранению нарушения при проведении тендера. Такое требование может подать в двух случаях: 1. Установление незаконных или дискриминационных требований в тендерной документации. В таком случае, физическое/юридическое лицо имеет право не позднее чем за 10 дней до окончания срока подачи тендерного предложения обратиться с требованием к заказчику закупки устранить нарушения. Заказчик в течение трех рабочих дней рассматривает и дает ответ на обращение. В случае удовлетворения требования заказчик должен внести изменения в тендерную документацию. Если требование к заказчику закупки удовлетворено, а изменения в тендерную документацию не внесены, советуем требовать внесения таких изменений в тендерную документацию. Ведь ответ на требование не является частью тендерной документации и любые неточности могут привести к отклонению тендерного предложения. Следует заметить, что все обращения, касающиеся условий закупок, автоматически публикуются без идентификации лица, обратившегося к заказчику. 2. Тендерное предложение было отклонено, но участник считает такое решение не аргументированным. В таком случае, участник может обратиться с требованием к заказчику закупки предоставить дополнительную информацию о причинах несоответствия его предложения условиям тендерной документации, в том числе технической спецификации, квалификационным критериям. Заказчик ответ на такое обращение предоставляет в течении 5 дней со дня его поступления. Закон не наделяет Заказчика правом самостоятельно отменять свое решение, поэтому возможно желаемого результата участник и не получит. Но, ответ заказчика может помочь участнику при обращении с жалобой в Антимонопольный Комитет Украины. Новая редакция Закона, вступает в силу с 19 апреля 2020 года, предусматривает новую, как альтернативу допороговых, процедуру закупки, - упрощенная закупка. Механизм подачи требований в упрощенных торгах отличается только сроками. Требования к Заказчику закупки по устранению нарушений во время проведения упрощенной закупки подаются в период уточнений информации, который составляет не менее трех рабочих дней. А заказчик в течение одного рабочего дня должен предоставить разъяснения на обращение и/или внести изменения в объявление или требования к предмету закупки. Кроме того, участник, предложение которого отклонили, может обратиться с требованием к заказчику закупки предоставить дополнительную аргументацию относительно несоответствия его тендерного предложения. Ответ на такое требование участник получит не позднее чем через три рабочих дня со дня поступления. Обращаем внимание, что законодательством не предусмотрена возможность участника в упрощенных закупках обращаться с жалобой в Антимонопольный Комитет Украины с целью защиты своих прав и охраняемых законом интересов. Все обращения и требования к Заказчику закупок подаются бесплатно через электронную систему закупок. В отличие от жалобы в Антимонопольный Комитет Украины, требование к заказчику не приостанавливает процедуры закупки. Но в случае несвоевременного предоставления разъяснений относительно содержания тендерного предложения, электронная система закупок автоматически приостанавливает ход торгов. Для возобновления течения сроков, Заказчик должен все же рассмотреть и дать ответ по требованию с одновременным продлением срока подачи тендерных предложений не менее чем на семь дней. Закон не устанавливает обязательной формы для требования к заказчику закупки, поэтому она может подаваться в произвольной форме. Но мы советуем в обращении обязательно указывать следующую информацию: - наименование заказчика, на решения, действия или бездействия которого подается требование; - основания предъявления требования, ссылки на нарушение процедуры закупки или принятые решения, действия или бездействие заказчика; - обоснование нарушенных прав; - требования участника и их обоснования. Такой подход к написанию требования к заказчику закупки может значительно увеличить шансы на ее удовлетворение. А в случае последующего обращения в Антимонопольный комитет Украины, станет должным фундаментом для написания соответствующей жалобы. Отдельно следует отметить, что Закон не устанавливает обязанности обращаться с требованием об устранении нарушений к заказчику перед подачей жалобы в Антимонопольный Комитет Украины. Но, как показывает практика, очень часто встречаются случаи, когда заказчики на основании таких обращений все же прислушиваются к участникам торгов и устраняют нарушения самостоятельно, ведь заказчики также заинтересованы в соблюдении всех законодательных процедур, и в уменьшении вероятности будущего обжалования результатов торгов. Поэтому, советуем не пренебрегать теми возможностями, которые предусмотрены действующими нормативно-правовыми актами и для экономии времени, а соответственно и средств, перед обжалованием в специализированных органов, призванных на защиту экономической конкуренции, все же попробовать сначала обратиться непосредственно с требованием к заказчику. При этом, следить за сроками обжалования, чтобы не пропустить их.