13
/09
Валютное регулирование - 2018: влияние на ВЭД
Авторы: Александр Волк и Алена Педченко Специально для Юрист и Закон №33, ЛИГА ЗАКОН Проанализировав Закон Украины "О валюте и валютных операциях" (далее - Закон о валюте) относительно его влияния на ВЭД и улучшения инвестиционного климата в Украине, думаем, с одной стороны, он действительно сможет повысить инвестиционную привлекательность государства, но здесь надо понимать, что инвестиции не поступят мгновенно. С другой стороны, открытие возможностей свободно вкладывать средства за границу может привести к большому скачку экспорта капитала особенно в первые месяцы действия этого Закона, и такой дисбаланс может привести к значительному давлению на курс внутри страны. Поэтому, чтобы этого не допустить, Национальному банку предоставлено право оставить в силе нынешние ограничения до момента, пока не будет стабилизирован платежный баланс, и применять при необходимости новые ограничения. В настоящее время система валютного регулирования Украины находится в процессе реформирования. В настоящее время происходит применения старого законодательства, регулирующего вопросы, возникающие в этой сфере, а вместе с тем продолжается переходный период, в течение которого вступает в силу новый ЗУ о валюте. Замечаем, что в этот период осуществляют и приведение в соответствие всех нормативно-правовых актов этой отрасли в соответствии с требованиями нового Закона. Так, например, на Национальный банк Украины возложена обязанность по принятию нормативных документов, необходимых для реализации положений принятого закона. Следовательно, возникает вопрос, как же все-таки будет существовать система валютного регулирования в Украине после того, как завершится переходный период? Какое влияние обновленная законодательная база будет на внешнеэкономическую деятельность? И предоставит ли ЗУ о валюте свободу украинцам при осуществлении валютных операций? Чтобы оценить качество нового законодательства, определить его влияние на внешнеэкономическую деятельность в будущем, нужно провести сравнительный анализ старого законодательства, действующего в настоящее время, и нового, которое вступит в силу через полгода. На этом этапе, до вступления в силу нового закона, действует Декрет КМУ "О системе валютного регулирования и контроля" и другие вспомогательные нормативно-правовые акты, которыми руководствуются предприятия - субъекты внешнеэкономической деятельности. Следует отметить, что нынешние нормативные документы устанавливают достаточно жесткие требования к порядку осуществления валютных операций, чем, в свою очередь, затрудняют "жизнь" бизнеса. Новое же законодательство в определенной мере сможет "развязать руки" в сфере осуществления валютных операций. Теперь по новым правилам украинцы смогут инвестировать за границу без получения индивидуальных валютных лицензий. Сейчас же, чтобы осуществить такую инвестицию, необходимо получить лицензию от НБУ. Кроме того, будет введен ряд новых принципов для облегчения жизни в сфере осуществления валютных операций. Валютный контроль за операциями на сумму до 150 тыс. грн будет отменен. То есть полностью отменяют валютный надзор за операциями ниже суммы финансового мониторинга, и в связи с этим нововведением теряют силу критерии риска легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма или финансирования распространения оружия массового уничтожения. При этом отмечаем, что указанные критерии не применяются только к указанным выше операций. В общем, можно будет свободно экспортировать, импортировать товары и услуги на небольшие суммы без всякого валютного контроля. Не следует забывать и о генеральных лицензиях, пока они существуют, однако уйдут в прошлое после завершения переходного периода. Напоминаем, что, например, во время кризиса 2014 НБУ вообще запретил открывать счета в иностранных финансовых учреждениях и осуществлять через такие счета валютные операции, за исключением погашения кредитов. Впоследствии к запрету добавили некоторые исключения в таких экстренных ситуациях, как необходимость лечения за рубежом. Восстанавливать разрешения на переводы валюты за границу регулятор начал только летом 2017 года. При этом позволил выводить за границу ограниченное количество валюты - до 50 тыс. долл. в год. И для этого необходимо получить индивидуальную электронную лицензию от регулятора. То есть, как видим, происходит внедрение принципа "разрешено все, что не запрещено законом", которого до сих пор не было. Кроме того, в случае привлечения кредитов из-за границы регистрировать их в НБУ, как это делают сейчас, не нужно. Это еще один плюс для бизнеса. Вместо валютного контроля, имеющегося в настоящее время, будет осуществляться валютный надзор. Однако валютному надзору будут подлежат операции на предмет соответствия требованиям валютного законодательства на сумму от 150 тыс. грн., как того требует законодательство в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма или финансированию распространения оружия массового уничтожения для осуществления обязательного финансового мониторинга. Еще одним положительным моментом в этом ряду нововведений является упрощение ведения внешнеэкономической деятельности. То есть отменяют установленный для бизнеса максимальный (предельный) срок расчетов по экспортно-импортным контрактам, который был определен пределами в 180 дней. В общем, такая новация позволит избежать санкций, которые сегодня применяют за нарушение указанных сроков. При этом теперь не нужно будет продавать валютную выручку, а компании смогут покупать валюту без привязки к определенному экспортному контракту. Но указанная ситуация неоднозначна, поскольку НБУ при наличии признаков неустойчивого финансового состояния банковской системы, ухудшения состояния платежного баланса Украины, возникновение обстоятельств, угрожающих стабильности банковской или финансовой системы государства, имеет право применить такую меру защиты, как установление предельных сроков расчетов по операциям по экспорту и импорта товаров. То есть функцию "установление предельных сроков расчетов по операциям по экспорту и импорту товаров" в определенной степени сохраняется. При этом нарушение резидентами сроков расчетов по внешнеэкономическим операциям, установленных НБУ в рамках мероприятий защиты, влечет применение пени в размере 0,3% суммы неполученных денежных средств по договору. Особенностью принятых нововведений является отмена ст. 37 ЗУ "О внешнеэкономической деятельности", которая на сегодня еще действует и предусматривает применение ряда санкций за нарушение законодательства в сфере валютного регулирования. Сейчас к нарушителям могут применить такие меры воздействия, как: - приостановления внешнеэкономической деятельности; - введение режима индивидуального лицензирования; - применение штрафных санкций. С вступлением в силу нового Закона такие виды санкций будут отменены. Но не следует заблаговременно радоваться таким изменениям, поскольку возможность применения мер воздействия все же останется, но, за какие именно нарушения их будут применять, еще неизвестно. Подтверждением этого является возможность применения ГФС к юридическим лицам штрафных санкций в размере до 100% суммы операции, проведенной с нарушением валютного законодательства. При этом такие штрафные санкции могут применить в течение шести месяцев со дня выявления нарушения, но не позднее чем через три года со дня его совершения. Кроме того, размер штрафных санкций, которые будут применяться, устанавливает именно ГФС. Заранее можно предположить, что со вступлением в силу нового Закона Украины о валюте ГФС получит право проводить проверки субъектов валютных операций и требовать от них все необходимые документы по указанным операциям. Зато до сих пор указанный орган таких полномочий не имел, поскольку все возлагалось на НБУ. Однако указанные действия ГФС будет осуществлять в отношении юридических и физических лиц - резидентов и нерезидентов Украины в соответствии с ЗУ «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности". А чтобы ГФС и НБУ могли определить, согласно Закону или нет проведено валютные операции, запланировано разработать критерии риска указанных операций и их градацию. По нашему мнению, ГФС также имеет право налагать санкции за нарушение сроков уплаты налогов в этой сфере. В свою очередь, НБУ имеет право применять штрафные санкции к небанковским финансовым компаниям и операторам почтовой связи в размере не более 20% суммы собственного капитала таких компаний. В общем, мы видим, что ситуация в сфере внешнеэкономической деятельности улучшится, но и останутся определенные минусы, которые были до сих пор. Также вместе с основной частью ЗУ о валюте вступают в силу изменения в некоторые законы Украины: 1. Кодекс об административных правонарушениях: были увеличены штрафы за незаконные обмен и покупку/продажу валютных ценностей по статье 162; исключена статья 1622 относительно незаконного открытия и использования иностранных счетов; отменена статья 1621 об уклонении от возврата выручки в иностранной валюте; 2. Закон "О платежных системах и переводе средств в Украине": дополнительно к принятому ранее ЗУ "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно содействия привлечению иностранных инвестиций" внесены изменения, позволяющие любом нерезиденту - юридическому лицу или инвестиционному фонду открывать счета в Украине; Напомним, теперь такие лица имеют право открывать только инвестиционные счета со специальным режимом использования. 3. Банкам разрешено предоставлять физическим и юридическим лицам услуги по купле-продаже валюты дистанционно, то есть с помощью Интернета без физического посещения отделения. ЗУ о валюте на Национальный банк была возложена обязанность принять к 07.02.2019 НПА, направленные на реализацию требований нового законодательства, и принять меры защиты, предусмотренные принятым Законом. Какими будут эти нормативные документы неизвестно. Если же говорить о системе валютного регулирования, имеющуюся в Украине в настоящее время, то, по нашему мнению, те требования, которые предъявлены к субъектам внешнеэкономической деятельности, являются достаточно жесткими. Это подтверждают приведенные выше тезисы для сравнения нынешнего валютного законодательства с законодательством, которое придет на замену в будущем (через 5 месяцев после окончания переходного периода). Несмотря на то, что и новое законодательство не лишено минусов, все же им вносят достаточно весомые коррективы во внешнеэкономическую деятельность, которые, очевидно, весьма полезные для сферы бизнеса. ВЫВОД: В конце стоит отметить, что Закон Украины "О валюте и валютных операциях" является важным шагом, но совсем не единственным необходимым для привлечения инвестиций в Украину и роста экономики. Для привлечения действительно серьезных инвестиций нужно и дальше совершенствовать, и осовременивать ЗУ о валюте, изменить избирательное законодательство, провести реальное реформирование судебной ветви власти и налоговой системы, снизить уровень коррупции, открыть рынок земли и тому подобное. Впрочем, в любом случае мы убеждены, что принятие ЗУ о валюте является позитивным импульсом для всех участников внешнеэкономической деятельности в Украине.